Защита граждан и суверенитета всеми доступными и легитимными способами — одно из главных исключительных прав государства, его привилегия. Осуществляют эту привилегию правоохранительные органы и войсковые подразделения, подотчетные государству.
Защита граждан и суверенитета всеми доступными и легитимными способами — одно из главных исключительных прав государства, его привилегия. Осуществляют эту привилегию правоохранительные органы и войсковые подразделения, подотчетные государству.
Наряду с государственными структурами существуют и частные военные компании (ЧВК) — коммерческие организации, которые предоставляют специализированные услуги. ЧВК могут заниматься охраной, защитой людей и объектов, разведывательной деятельностью, организацией логистики в районах боевых действий, обучением военного состава и консультированием. Клиентами таких компаний может быть государство, международная организация, транснациональная корпорация и негосударственные структуры.
Впервые организация, отвечающая нынешнему понятию о ЧВК, появилась в Англии в далеком 1967 году. Она получила название
Watchguard International. Создал ее
Дэвид Стерлинг — отставной полковник британской армии. Именно Стерлинга считают прародителем всех ЧВК.
Watchguard International стала первой компанией, специализирующейся на обслуживании интересов третьих стран и организаций по всему миру. Личный состав ЧВК внедрялся в структуры клиентов, инструктировал их, руководил службами безопасности и обеспечивал защиту жизни отдельных людей. Кроме того, компания оказывала боевую и материально-техническую поддержку.
Успех и востребованность Watchguard International не остались без внимания — в начале 1970-х подобные компании появляются по всему миру. Основные функции — защита первых лиц, оборона стратегических объектов, работа в качестве советников и координаторов.
Деятельность ЧВК фактически была неконтролируемой, а зачастую даже противоречила законодательству многих стран, поэтому в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН экстренно приняла резолюцию, подтверждающую намерения о разработке Конвенции о борьбе с вербовкой, применением, финансированием и обучением наемников. С этой целью был создан отдельный комитет. Однако все благие намерения остались только на бумаге, а сам комитет не принял ни единого документа.
Во время холодной войны ЧВК активно действовали в Америке, Британии, Израиле и странах Африки, а позже принимали участие практически во всех военных конфликтах, представляя ту или иную сторону.
Сегодня ЧВК — это обособленное направление бизнеса, в котором задействованы десятки тысяч людей. Рынок чрезвычайно прибыльный и перспективный — по неофициальным подсчетам, годовой оборот услуг военного консалтинга может достигать $ 400 млрд. Капитализация одной только
G4S (транснациональная ЧВК) достигает $ 29 млрд.
Основной документ, регулирующий деятельность ЧВК в мире, — «Документ Монтрё» от 17 сентября 2008 года. Его подписали США, Великобритания, Франция, Германия, Китай и еще ряд государств. К 2018 году членами соглашения являются уже 54 государства.
Согласно «Документу Монтрё», ответственность за действия ЧВК несет заказчик, заключивший договор на их услуги. При этом страна, в которой зарегистрирована компания, должна принимать достаточные меры для регулирования работы таких организаций и контролировать соблюдение действующего законодательства. Вместе с тем «Документ Монтрё» до сих пор рекомендательный и не создает правовых обязательств.
К 2021 году только в ЮАР, Израиле, Великобритании и США деятельность ЧВК регулирует национальное законодательство. Например, в США еще в 1999 году одобрено наставление FM 100-21 — нормативно-правовой документ, регламентирующий взаимодействие ЧВК и постоянной армии.
С 2000 года в американский
закон о контроле над экспортом вооружений внесены поправки, согласно которым ЧВК и даже охранные организации должны получать лицензию на работу за рубежом. Помимо этого, любые сделки ЧВК с бюджетом более $ 50 млн требуют обязательного согласования со стороны Конгресса США. Такой строгий контроль делает американские ЧВК не незаконными формированиями, а полноценными сотрудниками правительственных организаций.
Несмотря на мировую известность отдельных русских ЧВК ( Группа Вагнера, Славянский корпус, РСБ-Групп, Мар), официально в России ЧВК нет, как и не существует законов и правовых актов, запрещающих или разрешающих деятельность ЧВК.
Фактически ЧВК в «серой» зоне права — использование наемников в России запрещено статьей 359 УК РФ (от 3 до 7 лет общего режима за участие в военном конфликте). Однако при инкорпорации в состав вооруженных войск государства (или заключении соответствующих договоров с уполномоченными представителями государственной власти) наказания для нанятых участников боевых действий не предусмотрены.
Сотрудники ЧВК в России частично легализованы — поправки 2016 года в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» приравняли граждан в резерве к исполняющим обязанности военной службы, если они принимают участие в действиях по пресечению международной террористической деятельности за пределами России. Таким образом, поступление на военную службу по контракту не считается наемничеством и не преследуется по закону.
Со статусом ЧВК (как непосредственно организаций) ситуация сложнее, но с учетом милитаризации страны и прибыльности подобных компаний (что значимо для наполнения бюджета налогами) вполне можно ожидать, что в скором времени будут приняты законы, легализующие и регламентирующие деятельность ЧВК.
Проблема есть, и я думаю, что это пробелы, которые не должны были быть допущены Министерством обороны. Формально и юридически ЧВК в России нет. И в этом проблема. Контракты с участниками боевых действий с государством не заключались, только командиры ЧВК находились в каких-то отношениях с государством. А выплаты осуществлялись наличными.
Примечание. Неофициально российские ЧВК участвовали в боевых действиях в Афганистане, Ираке, Сирии, Грузии и многих других вооруженных конфликтах.
Фактически ЧВК не подчиняются государству, а их работа не регламентируется положениями действующего законодательства (такая ситуация не только в России), т. е. единого стандарта и состава применяемой техники и амуниции нет.
На практике уровень оснащения каждой отдельной ЧВК напрямую зависит от ее масштабов, доступных бюджетов и предлагаемых услуг. При этом в качестве основной всегда выбирается лучшая амуниция: камуфляжи, разгрузочные жилеты, трекинговая обувь, наколенники и налокотники, специальное термобелье. Особое внимание уделяется выбору средств индивидуальной бронезащиты (СИБЗ), когда учитывается степень угрозы. Зачастую применяются основные бронежилеты военного класса: Plate Carrier'ы, Chest Rig'и, Low Profile Chest Rig'и.
Для ношения и применения оружия ЧВК должна иметь соответствующую лицензию, а ее сотрудники — персональные разрешения. Доступа к прямым поставкам вооружения от государства у ЧВК нет, поэтому покупка оружия и патронов осуществляется на общих основаниях.
В зависимости от предоставляемых услуг сотрудники ЧВК могут использовать:
Применяется и всевозможный обвес: коллиматорные прицелы, тактические рукоятки, фонари подствольные, оптика.
Общих требований к использованию транспортных средств и техники нет — их ЧВК выбирают конкретно для каждой выполняемой операции, исходя из ее характера.
С момента появления и до настоящего времени ЧВК — это довольно прибыльное направление бизнеса, услугами которого готовы пользоваться как частные организации, так и целые государства. Даже нахождение в «пограничной» правовой зоне не мешает ЧВК совершенствоваться и увеличивать количество представительств по всему миру. С учетом возможной легализации подобных компаний можно ожидать, что в скором времени интересы многих стран за пределами России и постсоветского пространства будут представлять не военнослужащие по призыву, а наемники-добровольцы, готовые отправиться в любую точку мира для защиты интересов своего нанимателя.