Люди воюют друг с другом ровно столько, сколько существует человечество. Тактика ведения войн меняется в зависимости от развития технологий. Совершенствуются оружие и средства защиты, появляются новые подходы в проведении боевых операций.
До конца XIX века форма солдат не отличалась особым удобством, а ее расцветки были достаточно яркими и служили лишь для того, чтобы «не перепутать» армии. Воевали преимущественно при помощи мечей, топоров, секир и прочего холодного оружия. Из дальнобойного — луки, арбалеты, а чуть — кремневые ружья и пистолеты. Про расстояния и говорить не приходится. Вывод напрашивается сам собой: в крупных сражениях в Средние века особой нужды «в скрытности» не было.
Битва при Креси (1346) между англичанами и французами в ходе Столетней войны
Но все меняется. Уже во время войны англичан с бурами в Южной Африке (1899-1902) впервые в истории был использован маскирующий цвет полевой формы. Постепенно камуфляж, назначение которого — сделать солдата менее заметным в бою, трансформировался в искусство маскировки, основанное на самых что ни на есть передовых технологиях. Главная цель — «слить» объект с фоном (имитация местности) и затруднить целостное восприятие фигуры человека (размытость). «Размытость» особенно важна, поскольку, во-первых, позволяет владельцу камуфляжа сохранять уверенность, что он защищен, и, во-вторых, делает камуфляж универсальным.
Камуфляж как искусство
За последние полвека сформировались две основные системы камуфляжа.
Органические камуфляжные рисунки «капли» — самый старый и распространенный тип узоров. Состоят из переплетения неправильных капель разных цветов и оттенков, имитируя окружающую местность. НО! Цветовая палитра часто ограничена, а дизайн может быть упрощенным из-за технологий печати и производства.
Узоры на основе цифровой геометрии — разработаны для слияния с «фоновым шумом» окружения, используя резкие края и пиксельные формы. НО! Углы в 90 градусов и ограниченное применение натуральных цветов не всегда точно передают тени и местность, особенно при наблюдении через оптику.
Органическая камуфляжная расцветка Flectar-D
Цифровая камуфляжная расцветка CADPAT
Ключевая задача камуфляжного рисунка — «размыть» силуэт человека или объект настолько, чтобы его невозможно было идентифицировать взглядом. Учитывая все недостатки двух систем и основываясь на современных требованиях военных, конструкторы стали создавать новые «рисунки».
Благодаря периферийному зрению человек отчетливо воспринимает черно-белые тона. Исходя из этого, рисунок не должен состоять из контрастных оттенков светлого и темного. Слишком яркие цвета и блеклые рисунки не нужны, они выглядят неестественно, а камуфляж должен имитировать цвет и формы наиболее распространенных элементов природных и городских ландшафтов.
Светло-бежевый — цвет сухих листьев и песка.
Комбинация оранжевого, бежевого и желтого — высохшая трава.
Красно-серый — ветки и земля.
Серо-зеленый — зимний лес и стволы лиственных и хвойных деревьев, покрытых мхом.
Коричневый — цвет оттаявшей прошлогодней растительности
При разработке камуфляжной расцветки используют понятие «паттерн». Это рисунок на ткани для изготовления экипировки, который повторяет сам себя, его размещают на квадрате со стороной 1–1,5 м. Такой подход связан с особенностями технологии изготовления военной экипировки, т. е. рисунок камуфляжа повторяться на одном комплекте одежды не будет и такого размера хватает, чтобы не усложнять производство.
Когда наблюдатель находится на определенном удалении от объекта, пятна камуфляжного рисунка сливаются, что важно учитывать при выборе цветовой гаммы. В соответствии с принципами формирования паттернов камуфляжные рисунки бывают следующих видов:
одноцветные — слабая имитация, но объекты, которые находятся в движении, маскируют очень хорошо;
пятнистые — пятна имеют резкие границы. Для увеличения маскирующих свойств в движении их вытягивают по линии горизонта;
пиксельные — цветные пятна с четкой геометрической формой и определенными размерами. Их на квадрате паттерна расставляют при помощи компьютера. Имитационные свойства и маскировка в движении хорошие;
трехмерные — рисунок имеет два слоя, верхний и нижний. Первый составляют крупные размытые пятна, второй — небольшие четкие. Взглянув на камуфляж, кажется, что слои расположены на удалении друг от друга;
фотокамуфляжи — на ткани с неярким слабым фоном прорисованы ветки с листьями, стебли кустарников, травы и др. Низкая универсальность.
Современный камуфляж обладает множеством особенностей и тонкостей. Данный продукт требует сложных технологий производства. Несмотря на это, некоторые компании создают собственные версии камуфляжа, внешне похожие на продукты ведущих мировых разработчиков, но не обеспечивающие нужного эффекта.
Особенности и история создания CAMO
A-TACS — самый популярный паттерн камуфляжей. В 2009 году его разработала компания DCS. Впервые A-TACS показали в расцветке AU — для города и районов с засушливым климатом. Им сразу же заинтересовались военные в частях специального назначения.
По настойчивым требованиям заказчиков в 2011 году был создан рисунок камуфляжа Foliage Green (FG) — для открытой местности, с зеленой растительностью и лиственными деревьями. В 2013 году появилась расцветку LE — для городских условий. Недавно представили экстремально универсальную расцветку IX.
Создатели A-TACS отошли от стандартного подхода. Рисунок состоит из одноцветного светлого фона и пятен двух цветов с четкими границами. При наложении друг на друга кое-где они обоюдно усиливают свои цвета и перемешиваются. Благодаря этому, внимание наблюдателя не цепляется за отдельные фрагменты камуфляжа A-TACS.
Из-за наличия сложных узоров, сформированных как бы вложенными друг в друга паттернами, рисунок становится объемным. Такое сочетание зрительно разбивает силуэт объекта, скрывая его истинные очертания. A-TACS военные встретили с большим интересом. Различные варианты этого камуфляжа, наряду с традиционными расцветками, применяют подразделения спецназначения и снайперы во многих странах.
Камуфляжный рисунок A-TACS FG CAMO
Леса покрывают 27% суши планеты Земля. Леса России составляют 22% мировых. У нас — тайга, не у нас — густые леса субтропиков и большие лесные массивы в экваториальной зоне. Отсюда вполне понятна четкая ориентация военных на лесной рисунок камуфляжей как основной. Лесной пейзаж имеет мягкие очертания и смешанную палитру цветов, поэтому A-TACS FG идеально воспроизводит комбинацию приглушенных зеленых и коричневых оттенков.
Камуфляжная расцветка «A-TACS® FG® CAMO®» Foliage Green
Взглянув на A-TACS FG, невозможно найти фрагменты, на которых может остановиться глаз. Рисунок объемный за счет наложения друг на друга сложных паттернов. Они зрительно дробят силуэт пользователя. Данный камуфляж с разными оттенками зеленого и коричневого разработали для эффективного применения в различных климатических зонах — от тропиков до северных лесов.
Микроузоры группируются в более конкретные большие узоры, которые с гармонично расположенными элементами теней создают неповторимый трехмерный эффект, ранее никогда не используемый в тактической маскировке. Разрабатывали расцветку A-TACS FG исключительно для потребностей спецподразделений, применяя передовые технологии.
Где в России производят камуфлированную экипировку A-TACS FG
Компания «Авангард» ранее приобрела права на камуфляжный рисунок A-TACS FG CAMO у эксклюзивного дистрибьютора ООО «СпецВоенПром». Теперь наше предприятие может изготавливать бронежилеты, применяя столь востребованную в современных условиях камуфляжную расцветку. Она делает человека на серьезной и опасной работе максимально внешне незаметным.
Любая организация, специалисты которой занимаются выполнением задач, связанных с риском для жизни, может у нас заказать бронежилеты с рисунком камуфляжа A-TACS FG CAMO.
Все изделия изготавливаются из современных материалов.
Бронежилеты в камуфляже A-TACS FG CAMO обеспечат профессионалам, работающим в опасных условиях, дополнительную безопасность и позволят выполнять свои обязанности уверенно и спокойно.